Выдержки из госстандарта СТБ 1071-2007

,17 октября 2019

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СТБ 1071-2007 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ПЛИТЫ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ТРОТУАРОВ И ДОРОГ 

Технические условия 

ПЛIТЫ БЕТОННЫЯ I ЖАЛЕЗАБЕТОННЫЯ ДЛЯ ТРАТУАРАЎ I ДАРОГ 

Тэхнiчныя ўмовы 

Издание официальное 

Госстандарт Минск РУП "Стройтехнорм" 

СТБ 1071-2007 

УДК 625.823.2:006.354 МКС 91.100.30 КП 03 

Ключевые слова: плиты бетонные и железобетонные для тротуаров и дорог, технические требования, правила приемки, методы испытаний и контроля, транспортирование и хранение, гарантии изготовителя 

ОКП РБ 26.61.11

4 Технические требования

4.1 Плиты должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по рабочим чертежам и технологической документации, утвержденным в установленном порядке.

4.2 Плиты дорог должны соответствовать установленным в проектной документации требованиям по прочности и трещиностойкости и выдерживать при испытании контрольные нагрузки, указанные в рабочих чертежах.

4.3 Размеры плит должны соответствовать указанным в рабочих чертежах. Толщина плит тротуарных должна быть не менее 50 мм, длина и ширина — не более 500 мм.

4.4 Плиты изготавливают:

  • для дорог — из крупнозернистого бетона;
  • для тротуаров — однослойные — из крупнозернистого или мелкозернистого бетона, двухслойные — из крупнозернистого бетона с верхним слоем из мелкозернистого бетона толщиной не менее 8 мм с применением пигментов или без пигментов.

4.5 При тепловлажностной обработке плит следует соблюдать режимы твердения с температурой изотермической выдержки не более 70 °С, скоростью подъема температуры и охлаждения изделий — не более 15 °С/ч.

4.6 Требования к бетону

4.6.1 Плиты изготавливают из бетона по ГОСТ 26633.

4.6.2 Классы бетона по прочности на сжатие и растяжение при изгибе должны соответствовать установленным в проектной документации и указанным в заказе на изготовление плит.

4.6.3 Класс бетона по прочности на сжатие предварительно напряженных плит дорог должен быть не ниже В25, по прочности на растяжение при изгибе — не ниже Вtb3,2.

4.6.4 Класс бетона по прочности на сжатие плит дорог с ненапрягаемой арматурой должен быть не ниже В30.

4.6.5 Плиты тротуарные изготавливают из бетонов классов по прочности на сжатие В22,5, В25, В27,5, В30, В35 и классов по прочности на растяжение при изгибе Вtb2,8, Вtb3,2, Вtb3,6, Вtb4,0, Вtb4,4.

Соотношение между классом бетона по прочности на сжатие и классом бетона по прочности на растяжение при изгибе плит тротуарных должно соответствовать установленному в рабочих чертежах согласно ТКП 45-3.02-6, приложение Б.

4.6.6 Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе для плит дорог с ненапрягаемой арматурой и плит тротуарных, у которых отношение длины к толщине 3,0 и менее, не нормируется.

4.6.7 Значение нормируемой отпускной прочности бетона (в процентах от прочности, соответствующей классу бетона по прочности на сжатие) должно быть:

  • для плит дорог — не менее 70 в теплый период года и 90 — в холодный период года; 
  • для плит тротуарных — не менее 90 в любое время года.

За холодный период года принимают период при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С и в обязательном порядке с ноября по март месяц включительно, а за теплый период — остальное время года.

4.6.8 Нормируемая передаточная прочность бетона плит с напрягаемой арматурой должна быть не менее 70 % от прочности, соответствующей классу бетона по прочности на сжатие.

4.6.9 Фактическая прочность бетона (передаточная и в проектном возрасте — для плит дорог, изготовленных в теплый период года, отпускная — для плит тротуаров, отпускная — для плит дорог, изготовленных в холодный период года) должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.

4.6.10 Морозостойкость бетона плит должна соответствовать установленной в проектной документации и указанной в заказе на изготовление и быть не ниже:

  • для плит покрытия временных дорог, в том числе при многократном использовании — F200; для плит покрытия постоянных дорог — F250;
  • для плит тротуарных, применяемых для сборных покрытий тротуаров улиц и дорог категорий М, А и Б по СНБ 3.03.02 — F250; в остальных случаях — F200.

При отсутствии требований к морозостойкости бетона в заказе на изготовление плит, бетон плит покрытия временных дорог должен обеспечивать морозостойкость F200, плит покрытия постоянных дорог и плит тротуарных — F250.

4.6.11 Истираемость бетона не должна быть более, г/см2:

0,7 — для плит покрытия постоянных дорог и плит тротуарных с нормируемой морозостойкостью F250;

0,9 — для плит покрытия временных дорог и плит тротуарных с нормируемой морозостойкостью F200.

4.6.12 Водонепроницаемость бетона плит дорог должна соответствовать установленной в проектной документации и указанной в заказе на изготовление и быть не ниже марки W4, для плит тротуарных — не нормируется.

4.6.13 Водопоглощение бетона плит по массе не должно превышать, %:

  • 5 — для плит из крупнозернистого бетона;
  • 6 — для плит из мелкозернистого бетона и двухслойных плит.

4.6.14 Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях, изготовленных с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок должен быть не менее установленного при подборе состава и не превышать 5 %. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях, предназначенных для изготовления плит тротуарных методом вибропрессования, не нормируется.

4.6.15 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов бетона плит, применяемых в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки не должна превышать 740 Бк/кг, а применяемых вне населенных пунктов — 1350 Бк/кг.

4.7 Требования к арматурным изделиям

4.7.1 Для изготовления арматурных, закладных изделий и монтажных петель применяют арматурные стали, указанные в рабочих чертежах в соответствии с действующими ТНПА.

4.7.2 Значения напряжений в напрягаемой арматуре должны соответствовать приведенным в рабочих чертежах.

4.7.3 Значения фактических отклонений напряжений в напрягаемой арматуре не должны превышать предельных, установленных в рабочих чертежах.

4.7.4 Концы напрягаемой арматуры после отпуска натяжения должны быть срезаны заподлицо с торцевой поверхностью плит и защищены слоем цементно-песчаного раствора класса по прочности на сжатие не ниже В7,5, толщиной не менее 10 мм, или лаком ПФ 170 (ПФ 171) по ГОСТ 15907 с добавлением 10 %–15 % алюминиевой пудры по ГОСТ 5494.

Допускается применение других лакокрасочных материалов в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11.

4.7.5 Форма и размеры арматурных изделий и их положение в плитах должны соответствовать указанным в рабочих чертежах.

4.7.6 Сварные арматурные изделия должны удовлетворять требованиям рабочих чертежей, ГОСТ 10922 и ГОСТ 23279.

4.8 Требования к точности изготовления

4.8.1 Значения фактических отклонений геометрических параметров плит не должны превышать предельных, указанных в Таблице 1

Вид отклонения геометрического параметра

Геометрический параметр и его значение, мм

Предельное отклонение для плит бетонных, мм

пост. дорог

тротуаров

Отклонение линейного размера

Длина, ширина до 120 включ.

±3

±2

Св. 120 до 250

±4

±2

Св. 250 до 500

±5

±2

Св. 500 до 1000

±6

±2

Св. 1000 до 1600

±8

-

Св. 1600 до 2500

±10

-

Св. 2500 до 4000

±12

-

Св. 4000

±15

-

Толщина

±4

±3

Отклонение от прямолинейности

Прямолинейность профиля лицевой
поверхности плиты в любом сечении на всей длине и ширине, мм

До 300 включ.

1

1

Св. 300 до 500

2

2

Св. 500 до 1000

2,5

2

Св. 1000 до 1600

3

-

Св. 1600 до 2500

4

-

Св. 2500 до 4000

5

-

Св. 4000

6

-

Отклонение от плоскостности*

До 300 включ.

1

1

Св. 300 до 500

2

2

Св. 500 до 2500

4

-

Св. 2500 до 4000

5

-

Св. 4000

6

-

Отклонение от перпендикулярности

Перпендикулярность смежных граней плит на участке длиной 500, мм

4

2

Отклонение толщины фактурного слоя

Толщина слоя, мм

До 8

-1

-1

Св. 8

-2

-2

Св. 8

-2

-2

* Для плит, имеющих неплоскую лицевую поверхность, данный показатель не нормируется.

4.8.2 Толщина защитного слоя бетона до рабочей арматуры плит дорог должна соответствовать установленной в рабочих чертежах и быть не менее 30 мм.

4.8.3 Значения действительных отклонений толщины защитного слоя бетона до рабочей арматуры не должны превышать предельных, указанных в ГОСТ 13015.0.

4.9 Требования к качеству поверхностей и внешнему виду

4.9.1 Внешний вид и качество поверхностей плит должны соответствовать:

  • нелицевой поверхности плит — требованиям, предъявляемым к категории А7 ГОСТ 13015.0;
  • лицевой поверхности плит тротуарных — требованиям, предъявляемым к категории А4 ГОСТ 13015.0, или образцу-эталону, утвержденному изготовителем в установленном порядке (поверхности рельефные, шероховатые, с обнажением заполнителя и т. д.). Изготовление плит тротуарных с глянцевой поверхностью (категория поверхности А1 ГОСТ13015.0) не допускается;
  • лицевой поверхности плит дорог (верхняя поверхность дорожного покрытия) — образцуэталону, утвержденному изготовителем в установленном порядке (иметь рифление или быть шероховатой) и требованиям, предъявляемым к категории А6 ГОСТ 13015.0.

4.9.2 Рифление поверхности плит дорог получают путем применения в качестве днища формы рифленой стали по ГОСТ 8568 с ромбическим рифлением, с высотой гофры не менее 1 мм.

Шероховатость лицевой поверхности плит дорог получают: при изготовлении в формах с днищем из рифленой стали с высотой гофры менее 1 мм; при изготовлении плит лицевой поверхностью «вверх» за счет обработки поверхности (после уплотнения бетонной смеси) капроновыми щетками или брезентовой лентой.

Средняя глубина впадин при оценке шероховатости поверхности плит дорог должна быть не менее 0,45 мм.

4.9.3 Однотонность цвета плит, изготовленных с применением пигментов, должна соответствовать образцу-эталону, утвержденному изготовителем.

4.9.4 Трещины на поверхности плит тротуарных не допускаются. На поверхности плит дорог допускаются усадочные и другие поверхностные технологические трещины шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм в количестве не более 5 шт. на 1 м2 поверхности плит.

4.9.5 На лицевых поверхностях плит не допускаются жировые и ржавые пятна.

4.10 Требования к применяемым материалам

4.10.1 Для бетона плит применяют портландцемент (без минеральных добавок) по ГОСТ 10178 или ГОСТ 31108, с содержанием трехкальциевого алюмината (СзА) не более 8 % по массе.

4.10.2 В качестве мелкого заполнителя для бетона плит применяют природный песок или песок из отсевов дробления, или их смеси, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736, предъявляемым к пескам высшего или первого класса.

4.10.3 В качестве крупного заполнителя для бетона плит применяют щебень из плотных горных пород со средней плотностью зерен заполнителя от 2000 до 3000 кг/м3, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 8267 или СТБ 1311.

Наибольший размер зерен крупного заполнителя должен быть не более, мм:

  • 10 — для плит толщиной, мм 50;
  • 20 — то же более 50.

4.10.4 Марка щебня по дробимости должна быть не ниже: 1200 — для щебня из изверженных пород; 800 — для щебня из осадочных пород.

4.10.5 Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F200.

4.10.6 Химические и минеральные добавки, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны соответствовать требованиям ТНПА, действующим на территории Республики Беларусь. Качество импортируемых добавок должно быть подтверждено техническим свидетельством, выданным Минстройархитектуры РБ в соответствии с ТКП 45-1.01-46.

Применение добавок должно осуществляться в соответствии с пособием П1 к СНиП 3.09.01, указаниями по применению или рекомендациями, разработанными и утвержденными в установленном порядке.

4.10.7 Виды пигментов, вводимых в бетонную смесь, приведены в приложении Б.

4.10.8 Вода для приготовления бетона должна соответствовать СТБ 1114.

4.11 Маркировка

4.11.1 Маркировку плит следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.2 и настоящего стандарта.

4.11.2 На плиты несмываемой краской наносят следующие маркировочные надписи:

  • марка плиты;
  • товарный знак или краткое наименование изготовителя;
  • дата изготовления плиты;
  • масса плиты в тоннах (для плит дорог); — штамп технического контроля. 

На плиты тротуарные бетонные, у которых отношение длины к толщине 3,0 и менее, допускается наносить только товарный знак или краткое наименование изготовителя. Маркировка наносится:

  • на плиты дорог — на боковые (торцевые) грани каждой плиты;
  • на плиты тротуарные — на поверхности, невидимые в условиях эксплуатации, на одно изделие нижнего и верхнего рядов с четырех сторон каждого упаковочного места. На плиты тротуарные, упакованные и обвязанные в пленку в автоматическом режиме, допускается наносить маркировку на два изделия в упаковке.

4.11.3 Каждое грузовое место для плит тротуаров должно иметь транспортную маркировку согласно ГОСТ 14192, выполненную на этикетке, где указывают:

  • условное обозначение плит;
  • товарный знак или наименование изготовителя;
  • номер партии и дату изготовления плит; — количество плит в упаковке; — штамп технического контроля.

4.12 Упаковка

4.12.1 Плиты тротуарные должны быть рассортированы по маркам, плотно уложены в контейнер или на поддон с обвязкой пленкой или обвязочными средствами.

4.12.2 Контейнеры, поддоны и обвязочные средства должны соответствовать требованиям действующих ТНПА и обеспечивать сохранность плит при хранении, погрузке, транспортировании и разгрузке.

5 Правила приемки

5.1 Плиты должны быть приняты техническим контролем изготовителя. Приемка плит осуществляется партиями в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1 и настоящего стандарта. В состав партии включают плиты одного типа, последовательно изготовленные предприятием по одной технологии в течение не более одних 1 сут из материалов одного вида.

При выпуске плит тротуарных в количестве не более 50 м2 в сутки допускается в состав партии включать плиты, изготовленные в течение не более одной недели. При этом должен осуществляться контроль однородности качества продукции по установленной в нотифицированной испытательной лаборатории средней плотности бетона, при которой обеспечиваются требуемые физико-механические характеристики бетона. Для объединения в партию следует осуществлять не менее трех контрольных взвешиваний плит, от количества плит, выпущенных в течение 1 сут, при этом отклонение средней плотности бетона плит в меньшую сторону от установленной не должно превышать 25 кг/м3.

5.2 Плиты принимают по результатам приемо-сдаточных и периодических испытаний. При периодических испытаниях сезонные остановки производства, подтвержденные документально, не включаются в период между испытаниями.

5.2.1 Плиты дорог принимают:

  • по результатам приемо-сдаточных испытаний — по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), объему вовлеченного воздуха, соответствия арматуры и арматурных изделий рабочим чертежам, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, качеству бетонных поверхностей, антикоррозионному покрытию концов напрягаемой арматуры; правильности маркировки;
  • по результатам периодических испытаний — по показателям прочности и трещиностойкости, классу бетона по прочности на растяжение при изгибе, морозостойкости, истираемости, водонепроницаемости; водопоглощению; удельной эффективной активности естественных радионуклидов, средней глубины впадин при оценке шероховатости поверхности.

5.2.2 Плиты тротуарные принимают:

  • по результатам приемо-сдаточных испытаний — по достижению требуемой отпускной прочности, объему вовлеченного воздуха (кроме плит, изготавливаемых методом вибропрессования), водопоглощению, соответствию арматуры и арматурных изделий рабочим чертежам (для армированных плит), точности геометрических параметров, качеству бетонных поверхностей, однотонности цвета (для окрашенных плит), правильности маркировки плит;
  • по результатам периодических испытаний — классу бетона по прочности на растяжение при изгибе, морозостойкости, истираемости, удельной эффективной активности естественных радионуклидов.

Приемку и поставку партии плит разрешается производить до окончания испытаний по определению водопоглощения. Изготовитель должен гарантировать показатели водопоглощения бетона плит тротуарных в соответствии с 4.6.13.

5.3 Периодические испытания плит дорог нагружением по прочности и трещиностойкости проводят перед началом массового изготовления плит и в дальнейшем — при внесении в них конструктивных изменений, изменении технологии изготовления и качества материалов и в процессе серийного производства не реже 1 раза в 3 года, если в рабочих чертежах не установлены другие сроки.

5.4 Испытания бетона по показателям морозостойкости, истираемости, классу бетона по прочности на растяжение при изгибе, водонепроницаемости (для плит дорог), водопоглощения (для плит дорог) проводят при освоении производства, изменении номинального состава бетона, технологии изготовления, вида и качества материалов, а также в процессе серийного производства:

  • при контроле класса бетона по прочности на растяжение при изгибе предварительно напряженных плит дорог, изготавливаемых из бетона класса по прочности на сжатие В25 и выше, и плит тротуарных, у которых отношение длины к толщине более 3,0, изготавливаемых из бетона класса по прочности на сжатие В27,5 и выше — не реже 1 раза в месяц;
  • при контроле морозостойкости, истираемости, водонепроницаемости (для плит дорог), водопоглощения (для плит дорог), класса бетона по прочности на растяжение при изгибе плит тротуарных, у которых отношение длины к толщине более 3,0, изготавливаемых из бетона класса по прочности на сжатие ниже В27,5 — не реже 1 раза в 6 мес.

5.5 Испытания по показателю удельной эффективной активности естественных радионуклидов в бетоне проводят при первичном подборе номинального состава бетона, а также при изменении качества применяемых материалов, когда удельная эффективная активность естественных радионуклидов в новых материалах превышает соответствующие характеристики материалов, ранее применяемых.

5.6 Среднюю глубину впадин при оценке шероховатости поверхности плит дорог, изготавливаемых лицевой поверхностью «вверх», и плит дорог, изготавливаемых в формах с днищем из рифленой стали с высотой гофры менее 1 мм, определяют при постановке на производство и в дальнейшем — не реже 1 раза в год.

5.7 Определение отпускной прочности бетона плит производится по истечению расчетного периода, устанавливаемого с учетом длительности хранения изделий после распалубки или при отпуске потребителю.

5.8 Определение водопоглощения бетона плит тротуарных производится при достижении отпускной прочности бетона.

5.9 Плиты по показателям точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, качества бетонной поверхности и однотонности цвета, наличия жировых и ржавых пятен на поверхностях плит тротуарных принимают по результатам одноступенчатого выборочного контроля в соответствии с ГОСТ 13015.1.

При объеме партии плит тротуарных свыше 3200 шт. объем выборки и браковочное число принимают по ГОСТ 13015.1 как для объема партии 3200 шт.

5.10 Наличие жировых и ржавых пятен, рифления и шероховатости на поверхностях плит дорог, наличие монтажных петель и очистка их от наплывов бетона, наличие и правильность нанесения маркировки плит, соответствие упаковки плит тротуарных требованиям 4.12 устанавливают по результатам сплошного контроля.

5.11 Партия плит, не принятая по результатам выборочного контроля, подлежит поштучной приемке. При этом приемка плит должна производиться по показателям, по которым партия не была принята.

5.12 Потребитель имеет право производить контроль качества плит в соответствии с положениями СТБ 1306 и ГОСТ 13015.1, применяя правила приемки, установленные настоящим стандартом.

5.13 Каждая принятая техническим контролем изготовителя партия плит должна сопровождаться документом о качестве по ГОСТ 13015.3.

5.14 В документе о качестве должны быть указаны:

  • наименование и адрес изготовителя;
  • номер и дата выдачи документа;
  • номер партии;
  • количество плит каждой марки;
  • дата изготовления плит; — марка плит;
  • цвет бетона (для плит тротуарных, изготавливаемых из бетона на белом цементе или с применением пигментов);
  • класс бетона по прочности на сжатие;
  • класс бетона по прочности на растяжение при изгибе;
  • отпускная прочность бетона (для плит дорог);
  • водонепроницаемость (для плит дорог);
  • морозостойкость;
  • удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф, Бк/кг;
  • обозначение настоящего стандарта;
  • гарантии изготовителя по 9.2 (для плит тротуарных)..
Поделиться: